Главная       О деревне       Фотогалерея       Новости       Отзывы       Контакты       Обратная связь       Экстр.помощь   
Логотип д.Зезевитово
суббота
Автоматизация предприятия БОС
  Просмотров..413638
  Сегодня.....119
  Хостов......50

Автоматизация учета

Минимальный набор счетов. Домохозяйство.


05.12.2012

При разработке небольших учетных задач в рамках усеченной системы учета встает вопрос - а какой минимальный набор счетов в принципе может быть, чтобы учетная среда имела возможность отражать все необходимые активы и пассивы. Этот вопрос далеко не праздный! Для большинства малых предприятий и индивидуальных предпринимателей использование в учете всего Плана счетов не имеет смысла для целей управления. А вот, чтобы такое маленькое - компактное и удобное, отражающее одновременно все аспекты жизни "малыша" и стоимостной баланс хозяйства.

И такое решение есть ! Это решение требует всего 5 счетов и по сути обеспечивает учет классического домохозяйства. Вот эти счета:

0600 "Вложения" Активный
2000 "Расходы" Активный
5000 "Касса" Активный
7100 "Подотчет" Активный
8000 "Прибыли/Убытки" Пассивный

Счет 0600 - отражает средства домохозяйства, вложенные во вклады, депозиты, акции, ценные бумаги и прочие объекты. Даже деньги, положенные в тумбочку или под кровать для каких-то конкретных целей, тоже рассматриваются как вложения (или фонды), поскольку не могут использоваться на текущие расходы. По дебету счета показывается вложение/довложение. По кредиту - изъятие вложения или его части.

Счет 2000 - отражает расходы домохозяйства по различным статьям. По дебету счета показываются все расходы. По кредиту - их общее списание на финансовый результат деятельности домохозяйства за период (месяц или квартал).

Счет 5000 - отражает движение наличных средств, поступивших в домохозяйство и хранящихся здесь для текущих расходов. По дебету счета показываются все доходы в наличном выражении. По кредиту - выдача денег в подотчет или перевод в различные вложения. ЗАМЕЧАНИЕ: Если есть необходимость учитывать отдельно безналичные деньги - правильно будет добавить еще один счет 5100. И работать с ним также.

Счет 7100 - отражает движение наличных средств, выданных в подотчет членам членам домохозяйства (или сотрудникам). По дебету счета показывается получение ими денег. По кредиту - расход ими денег на различные нужды.

Счет 8000 - отражает прибыли/убытки при подведении финансового результата деятельности домохозяйства за период (месяц или квартал). По кредиту счета показываются все доходы домохозяйства. По дебету - списание расходов. Поскольку счет является пассивным, его кредитовое сальдо будет отражать прибыльность при положительном значении и убыточность - при отрицательном значении.

Для отражения хозяйственных операций в семье используются следующие проводки:

Операция Дб Кр Ед.учета Документ
1. Учет ДОХОДОВ 5000 8000 Сумма дохода вручную
2. Выдача ПОДОТЧЕТ 7100 5000 Сумма в подотчет вручную
3. Учет РАСХОДОВ 2000 7100 Сумма расхода вручную
4. Списание на ФИН.РЕЗУЛЬТАТ 8000 2000 Сумма списания вручную
5. Учет ВЛОЖЕНИЙ 0600 5000 Сумма вложений вручную
6. Изъятие ВЛОЖЕНИЙ 5000 0600 Сумма изятия вручную
7. Учет ДИВИДЕНДОВ 0600 8000 Сумма дивидендов вручную

Учет ДОХОДОВ - операция выполняется при поступлении в домохозяйство любых наличных средств: зарплаты, премии, гонораров, наследства, наличных дивидендов и прочих доходов.

Выдача ПОДОТЧЕТ - операция выполняется при выдаче на руки любому члену домохозяйства денежной суммы на предстоящие или будущие расходы.

Учет РАСХОДОВ - операция выполняется при любой оплате членом домохозяйства товаров или услуг, потребляемых им самим или домохозяйством в целом. Это самая рутинная операция, поэтому она может быть легко автоматизирована с целью обработки более простого для заполнения списка расходов, который вводится членом домохозяйства по итогам текущего дня или за несколько дней сразу.

Списание на ФИН.РЕЗУЛЬТАТ - операция выполняется один раз в месяц на общую сумму всех месячных расходов, которые попали на счет 2000. И служит подведению итогов месяца на счете 8000. Эта операция может быть легко автоматизирована с целью получения правильной суммы списания расходов.

Учет ВЛОЖЕНИЙ - операция выполняется при любом переводе части текущих наличных средств в какие-то другие активы: вклады, депозиты, акции, фонды и прочие цели.

Изъятие ВЛОЖЕНИЙ - операция выполняется при любом переводе вложений или их части обратно в текущие наличные средства. Например, закрытие вклада или частичное снятие его суммы для восполнения текущих потребностей. Или погашение облигаций и других подобных ценных бумаг.

Учет ДИВИДЕНДОВ - операция выполняется при любом начислении безналичных дивидендов, например, процентов по вкладам, когда они увеличивают стоимость ваших вложений, оставаясь в месте их хранения, например, в банке.

Для наглядности все возможные движения между счетами можно показать на следующей графической схеме:

Схема учета домохозяйства

Обратите внимание, что в данной схеме, очень похожей на дом, основной хозяйственный оборот денежных средств происходит по кругу между счетами 8000->5000->7100->2000->8000 против часовой стрелки. Этот оборот есть "двигатель" домохозяйства, порождающий прибыль или убыток за отчетный период наблюдения.

Приведем пример. Домохозяйство, получив доход в кассу со сч.8000 , часть денег через подотчет своего лица расходует на конкретные цели (статьи расхода). В конце месяца все накопившиеся расходы списываются на сч.8000, где выявляется, что получено в текущем месяце - прибыль или убыток. Если получена прибыль, денежный остаток в кассе растет и часть средств может переводится в различные вложения (вклады, акции, фонды). Если убыток - в кассе денежный остаток уменьшается, тогда дефицит наличности покрывается изъятием части вложений. Прибыль по вложениям (дивиденды, проценты) отражается напрямую со сч.8000

Для возможности детализации информации и подведения итогов по объектам учета добавим следующую полезную аналитику в системные счета:

Счет 0600 "Вложения"

* Статья учета спр.Статьи
* Код вложения спр.Вложения
~ Дата проводки
= Сумма

Счет 2000 "Расходы"

* Статья учета спр.Статьи
* Код потребителя спр.ФизЛица
~ Дата проводки
= Сумма

Счет 5000 "Касса"

* Дата кассы спр.Календарь
~ Дата проводки
= Сумма

Счет 7100 "Подотчет"

* Код ФизЛица спр.ФизЛица
* Статья учета спр.Статьи
~ Дата проводки
= Сумма

Счет 8000 "Прибыли/Убытки"

* Код ФизЛица спр.ФизЛица
* Статья учета спр.Статьи
~ Дата проводки
= Сумма

Таким образом, имея всего 5 счетов, мы решаем основные задачи учета домохозяйства: КАССА, ПОДОТЧЕТ, РАСХОДЫ, ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ, ВЛОЖЕНИЯ. А самое главное, в такой среде очень просто следить за безубыточностью любого хозяйства, в т.ч. малого предприятия. Налицо возможность планирования будущих расходов. Своевременнные операции и анализ отчетов по периодам моментально покажут улучшение или ухудшение ситуации. А полный стоимостной баланс среды отразит экономический рост или проедание прошлых накоплений.

В заключении могу сказать, что автор сам на протяжении более 20 лет пользуется с успехом такой средой для различных целей. Пользуются мои знакомые и знакомые моих знакомых. Создано много производных вариантов учетной среды на базе этой идеи. Один из наиболее интересных вариантов я скоро выложу на сайт для любителей простого и правильного учета в формате БОС. Хотя создать такую среду на любой другой учетной платформе совсем несложно.


Перейти в оглавление статей


   Главная       О деревне       Фотогалерея       Новости       Отзывы       Контакты       Обратная связь       Экстр.помощь   
© Copyright 2014 Совет деревни Зезевитово
На главную