|
Автоматизация учетаАктивы и пассивы02.04.2012
Основное равенство бухгалтерского учетаСистема представления информации в бухгалтерском учете исходит из простой предпосылки, что для того, чтобы функционировать, предприятию нужно имущество ! Имущество - это здания, оборудование, материалы, денежные средства и прочие ресурсы, которые обеспечивают функционирование предприятия и которыми предприятие распоряжается, владеет, пользуется. Источником формирования имущества являются вложения собственников предприятия и вложения кредиторов (заемные средства). Перед кредиторами предприятие имеет определенные обязательства - выплачивать проценты и вернуть в срок заемные средства. Совокупность вложений собственников предприятия представляет собой КАПИТАЛ предприятия. Совокупность вложений кредиторов предприятия представляет собой ОБЯЗАТЕЛЬСТВА предприятия. Таким образом в денежном выражении всегда имеет следующее равество: ИМУЩЕСТВО = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Согласно классической терминологии учета, имущество предприятия называется АКТИВАМИ. А капитал вместе с обязательствами называется ПАССИВАМИ. Таким образом получаем следующее равенство: АКТИВЫ = ПАССИВЫ Это равенство активов и пассивов называется основным равенством бухгалтерского учета, из которого вытекает важное следствие. При любых хозяйственных операциях величины активов и пассивов изменяются, но равенство активов и пассивов должно сохраняться всегда, независимо от количества проведеннных операций. Основное равенство бухгалтерского учета называется также балансовым уравнением. Оно является основой построения важнейшего документа бухгалтерской отчетности - бухгалтерского баланса. Баланс представляет собой ведомость, состоящую из двух частей - активов и пассивов с перечислением видов и их значений на начало отчетного периода. Равенство сумм активов и сумм пассивов баланса является основным доказательством ПРАВИЛЬНОСТИ учета, а его итог в денежном выражении называется валютой баланса. АктивыАктивами называется имущество предприятия, которое находится в его распоряжениии и от которого предприятие ожидает получить прибыль в результате своей деятельности. Активы должны отвечать двум требованиям: находиться в распоряжении предприятия и иметь денежное выражение согласно установленным принципам оценки. Возможны следующие варианты оценки: по сумме всех фактических затрат, по рыночной стоимости, по стоимости изготовления. Активы предприятия могут представлять собой материальные ценности, причитающиеся выплаты от должников, денежные средства, ценные бумаги, нематериальные активы. Для целей бухгалтерского учета активы предприятия делятся на две категории: Внеоборотные активы - это активы, предназначенные для использования в течение периода, превышающего 12 месяцев. К ним относятся: нематериальные активы, основные средства (земля, здания, оборудование, транспорт), долгосрочные финансовые вложения. Оборотные активы - это активы, которые предполагается обратить в денежные средства или использовать в течение 12 месяцев. К ним относятся: запасы сырья и материалов, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, продукция, товары для продажи, незавершенное производство, средства к получению от должников, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства в кассе и банке. ПассивыКапитал имеет своим происхождением средства собственников (учредителей, участников) предприятия, вклады которых зафиксированы в учредительных документах и в сумме составляют уставный капитал. В момент образования предприятия собственный капитал равен его уставному капиталу. В процессе финансово-хозяйственной деятельности собственный капитал предприятия может увеличиваться за счет: полученной прибыли, целевых взносов учредителей, безвозмездно полученного имущества. Собственный капитал может и уменьшаться в результате убыточной деятельности предприятия. Поэтому величина собственного капитала действующего предприятия не может быть подсчитана на прямую. Но может быть получена из основного равенства бухгалтерского учета: КАПИТАЛ = АКТИВЫ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Таким образом собственный капитал предприятия равен величине активов за вычетом обязательств, если они есть. А величина собственного капитала называется также ЧИСТЫЕ АКТИВЫ. Это термин отражает то, что могут получить учредители при ликвидации предприятия в момент расчета по всем обязательствам. Обязательства предприятия возникают из договоров с кредиторами, по которым возникает обязанность выполнить в пользу кредиторов определенное действие. Например, уплатить денежные средства (проценты, возврат займа/кредита) или передать некое имущество или права. Обязательства в зависимости от срока погашения делятся на долгосрочные (более года) и краткосрочные (менее года). По другому обязательства называют ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ, который привлекается для расширения деятельности предприятия в условиях недостаточности его собственного капитала. Стоимость заемного капитала обычно выражается в обязательствах предприятия по регулярным (процентным) платежам кредиторам. Понятно, что эти платежи будут увеличивать себестоимость продукции (услуг) и соответственно риски её реализации. Поэтому целесообразность привлечения заемного капитала должна быть тщательно просчитана из возможностей предприятия по обслуживанию долга. Существенные выводыКомпьютерная система учета должна иметь подсистему баланса, которая путем штатной обработки таблиц учетных счетов исходя из плана счетов, их принадлежности к активам или пассивам предприятия, быстро и надежно собирает сам баланс и его производные формы. При этом специфика аналитической структуры счетов НЕ должна влиять на результат сборки. Все счета должны обрабатываться одинаково: без каких-либо дополнительных процедур, в выбранных единицах учета. Это дает возможность использовать баланс, в том числе, как оперативное средство контроля за активами и пассивами в любой точке отчетного периода. Важное замечание для разработчиков баз данных. Ценность информации собранных балансов требует их персонального хранения как виртуальных документов, уникальность которых должна быть "бесконечной" из года в год. Балансы являются важнейшим источником информации для генерации других финансовых, плановых документов и отчетности. Поэтому необходимо обспечить доступ к балансам для автоматического создании новых документов, отчетов и отчетности в будущих периодах. |
|
© Copyright 2014 Совет деревни Зезевитово |
На главную |